Богатое собрание этнографических сокровищ из древних и современных коллекций чувашской национальной одежды, хранящиеся в Чувашском государственном музее, можно увидеть в Музее народного творчества на выставке «Народ в серебряном одеянии». Собрание этой коллекции – уникально и неоценимо по своему значению. Об удивительных обрядах, мудрости, философии чувашского народа мы поговорили с искусствоведом Чувашского государственного художественного музея Геннадием Ивановым-Орковым.
- Расскажите, пожалуйста, об этом ярком, красиво украшенном халате, представленном на этой выставке.
- Здесь вы видите современные чувашские модели одежды, на которых вручную вышит старинный орнамент. Мастерица, создавшая такой халат-«шупар», работает дома. Она вышивает его сама или ей помогают ученицы. Материал, из которого пошит шупар, сделан из посконного холста. А вышивка, созданная руками умелиц, подобрана аналогично старинной. Модель - тоже старинная.
Это не совсем халат, в его обычном понимании. Скорее - одеяние. Мужская одежда для торжественных случаев. Когда-то такую одежду носили чувашские вожди. Простые жители тоже старались так одеться. «Шупар» берегли и носили только во время торжественных случаев - свадьбы, моления. На обычные, домашние моления такой наряд не надевали. Такую одежду до сих пор находят археологи при раскопках. Например, она была обнаружена в древнем алтайском кургане. Все эти находки тщательно изучаются.
Установлено, что такой покрой халата существовал тысячелетие назад. Его нашли в древнем кургане. Он был сшит из кожи. Примечательно, что крой того халата идентичен тому, какой носили чуваши в 19 веке.
Вот здесь варианты более современные, подарочные. Всего их пять. И они сделаны не в классическом стиле. Это вариации «шупар», выполненные творчески. Черный, красный, золотой с красной аппликацией.
Когда-то ученый Гумилев исследовал такой халат и расшифровывал узоры, которые на нем были. Он нашел много общего с культурой древних китайцев. Почему? Здесь должен обязательно присутствовать орнамент. А также на спине необходимо изобразить Древо Жизни. В китайской одежде 19 века, которая хранится в музеях, присутствует такой же узор, как на нашем халате. Такие же ромбы, которые как бы накладываются на человека сверху. Надевая через голову такую одежду, мужчина находится в центре Вселенной. А по сторонам на спину и живот свешиваются углы Вселенной.
- На вашей выставке очень красочные и такие разные шапочки, не похожие на головной убор других народов...
- Форма девичьих шапочек «тухья» напоминает тюбетейку. Девушки из Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и даже Казахстана носят подобный головной убор и называется он аналогично. Это одна из форм, напоминающая шлем воина. Иногда путают и пытаются приписать наши нежные девичьи «тухьи» воинственным амазонкам. Считаю, это - легенда.
На этой полусферической шапке имеется знак Солнца, но он выполнен по-другому: в форме круга, выложенного бисером. Там символика такая же, но исполнение другое. Думаю, это уже относится к финно-угорской культуре. Возможно, эта форма пришла из Азии через Чувашию и перешла к финно-угорским племенам.
Бесермяне тоже носили полусферические шапочки, которые были украшены ракушками «каури» или монетами.
В произведениях современных модельеров соблюдаются старинные традиции чувашского колорита. Каждый из художников старается по-своему интерпретировать старинные образцы, проследить традиции, формы, орнаментацию декора и материала.
Иногда в современных образцах мастерицы делают этнографические модели и стараются их скопировать, но украшают «тухью» при помощи современного материала: бисера, мелких монет, вышедших из употребления еще в советское время или каких-то жетонов. Качество получается другое, но сама форма и принцип декора сохранен, нанесение орнамента в определенных местах, ритмика, цветовой строй - все это они стараются выдерживать. И это не идет в разрез с традицией, помогает спасти те уцелевшие крупицы прошлого, которые мы имеем, помогает нам помнить старину. Такая школа реконструкции может быть когда-нибудь окажется пригодной для того, чтобы восстанавливать музейные экспонаты. Костюмы ветшают. Даже из-за выездных выставок. Свет, воздух, моль, мошкара, пыль, грязь - не лучшим образом сказываются на экспонатах. Слава Богу, украшения хранятся дольше, чем вышивки.
- Эти украшения выполнены современными мастерицами?
- Здесь мы представляем украшения разных авторов: каждый из них имеет свой почерк. Иногда такие работы тиражируются, а иногда делаются в единичном экземпляре.
Вот такую шапочку «тухья» начали делать небольшим тиражом на фабрике, в объединении художественных промыслов. Она называется «шевле». Художник разработал образец и по нему уже изготавливают на заказ изделия для коллективов или потом их продают как сувениры.
Внешне такие шапочки напоминают традиционный национальный чувашский головной убор. Недостаток таких стилизованных вещей - использование других материалов. Это не серебряные монеты, которые были главным компонентом старинных украшений. Там уже звон - другой. Акустика - другая. А это очень важная особенность в обрядовой культуре, в ее музыкальном восприятии.
Когда женщины и девушки водили хороводы на весенние и летние праздники, такие как «Акатуй», все вокруг наполнялось серебряным звоном, и это было великолепно. Даже обычные украшения и простой головной убор звенит, когда водят хоровод двадцать, тридцать человек. Вы можете себе представить, какое небесное звучание идет от этих украшений?
Сейчас национальный костюм настоящим серебром украсить невозможно, и народ как-то вынужден выходить из положения.
Очень большое количества старинных изделий было утрачено в прошлом. Чувашский народ в 20 веке жил в тяжелых условиях. Его раскулачивали и потом, во время войны, много серебра потерялось. Люди были вынуждены его отдавать или сдавать, а иногда его попросту изымали. Раскулачивание очень сильно обеднило чувашскую культуру, но что-то еще осталось. И хотя бы эти образцы мы должны сохранить и повторять для потомков.
- Почему удалось так хорошо сохранить связь времен, древнюю культуру?
- Почему сохранилась культура древних чувашей? Потому что нам повезло: у нас на территории не было войны. Кроме того, чуваши вели оседлый образ жизни. Они были привязаны к дому. Поэтому, чуваши - люди домашние. И женщины и мужчины. Хотя, мужчины уходили на заработки. И одежда у них очень простая. Она похожа на русскую, хотя крой мужских рубах все-таки отличается от косовороток. Даже разрез на груди делался не в области сердца, а на противоположной стороне. Видимо, считали, что нельзя резать рубаху по сердцу. Может быть думали, что злые духи могут проникнуть к сердцу.
Наши женщины - домоседки. Они очень четко управляли хозяйством: деньгами, серебром, и, соответственно, им владели. По крайней мере, носили его на себе.
Чуваши - народ оседлый, и поэтому родовая память, культ предков для них имели очень большое значение. То, что они поддерживали свои традиции, помогло укрепить дух народа. Пусть не богатый, не дерзкий, и может быть, не такой сильный внешне, но очень глубокий, по своему существу.
Чувашская вышивка - показатель глубины, труда, философии, умения, вкуса девушек. Ведь все эти вышивки выполняли не бабушки, а только девушки, которые готовились к свадьбе. Они должны были заготавливать десятками изделия для своего костюма, для родственников, для будущих детей. Это все - искусство молодых, и в нем отражались те качества, которые считаются чувашскими: скромность, вдумчивость, некоторая нервозность, строгость в поведении, на что обращают внимание многие этнографы. Чуваш - не человек мира, не путешественник. Он может быть даже не воин. В историческом пространстве мы не видим чувашей-воинов, хотя какие-то легенды о древних воинах, связанные с историей булгар и теми войнами, которые велись между русскими и булгарами, булгарами и татаро-монголами, существуют. Но это - легенда.
Ошибочно представление, что чуваши - забитые. Может быть, это придумали русские миссионеры. Вначале религия чуваш шла через русский язык. И такое восприятие, что чуваш не способен понять что-то, имело место. У чувашей свой язык, своя культура. Когда Библию стали переводить на чувашский язык и преподавать в школах на родном языке, положение изменилось. Много интересных людей этой национальности: талантливых, умных философов.
- Иван Яковлев?
- Иван Яковлев был мэтром среди чувашей и авторитетом, верящим в спасение чувашей через православную культуру. Хотя с этой гипотезой многие наши современники не согласны, тем не менее, Яковлев сыграл большую роль в объединении Чувашии и в создании современного чувашского алфавита. У нас тоже есть диалекты, их - три. Яковлев выбрал один из них и упорядочил его. Но чуваши не православный народ.
- А кто? Язычники?
-Нет. Я бы назвал это «чувашской верой». Как у всех некрещеных народов мира у нас есть своя система обрядов, ежегодный календарный цикл. Это система мировоззрения, основанная на законах природы и на законах повседневного труда: нужно весной посеять, летом взращивать, осенью собрать и отпраздновать. Этот цикл повторяется ежегодно, и он формирует систему ритуалов и обрядов.
Или, наблюдая за природой, выстраивали астрономическую систему: где солнце, где луна. Откуда восходит солнце, куда оно заходит, когда посеять и так далее. Чуваш очень внимателен к природе. Так, в принципе, жили все народы в старину.
Русские, венгры, финны интересуются чувашской культурой, потому что они хотят видеть свое древнее прошлое, и, желая изучить культуру славян, обращаются к нашей культуре.
- Когда к чувашской культуре проснулся интерес со стороны других народов?
- Чувашская культура древняя по своему происхождению. Народ сумел сохранить и одежду, и систему орнаментов, и свои мировоззренческие взгляды. Чтобы понять себя, нужно обратиться к чувашам. И это очень мудрое решение. Видимо это началось после введения Петром I указов о европейской культуре. Ученые стали думать, как сохранить свою аутентичность, поэтому стали искать народы, которые ее сохранили. В 18 веке начались экспедиции по изучению Чувашии.
Критик Стасов внимательно изучал чувашскую культуру и указывал на ее особую роль: чуваши передают восточные, в том числе и иранские, мотивы на Запад. Решающая роль этих мотивов принадлежит чувашам. Это его строки, которые потом многие подхватывали и доказывали, что это так на самом деле. Этнограф Смирнов из Казани изучал чувашский орнамент.
Здесь в Ульяновске этим занимался художник и ученый Дмитрий Архангельский. У нас было желание показать здесь две акварели Архангельского. Одна из них хранится у нас в Чебоксарах, а другая - в Ленинском Мемориале. На них изображена одна и та же девушка в одном и том же платье. Но наши планы не осуществились. Дмитрий Архангельский первым выпустил книгу по чувашскому орнаменту, и называлась она «Чувашские узоры». Ее оригинал находится в Чебоксарах: тонкие и, естественно, цветные акварели. К сожалению, вышедший в 1925 году экземпляр был черно-белым. Про эту книгу многие слышали, но не все знают, что оригинал находится в научном архиве Гуманитарного института города Чебоксары.
- Идем по выставке дальше. Такие милые домотканые дорожки...
- Это еще один вид творчества чувашских мастериц: узорное ткачество, сделанное на станке: дорожки, поясок. Таким узорным ткачеством иногда украшают концы головного полотенца. Я видел такие оригинальные полотенца у вас в Ульяновской области. В узорном ткачестве используется до 15-17 оттенков нити разных цветов. Работа очень трудоемкая, мастерица должна точно рассчитать по клеточкам свой узор.
Сколько я не смотрел, как мужчина не смог понять, как этот делается. Это уже не вышивка, а орнамент на ткани. Здесь вместе с основной красной нитью дополнительно вплетаются нити узора. Для каждой нити готовится моточек, который называется сверчок. Таких сверчков набирается до 15 штук. Работа виртуозная: вначале в одну сторону ткут до середины узора, а потом - в другую. Там - какая-то своя хитрость. В итоге получается традиционный геометрический узор, связанный с фактурой холста. И это у нас в Чувашии мы называем «узорное тканье», а не вышивка.
Хотя традиционной у нас все же считается вышивка: на головных полотенцах она двусторонняя. Древняя техника «перевить». С обеих сторон получается чистый, красивый рисунок. Такая вышивка еще встречается на Севере. Здесь у меня не самый лучший образец, но для себя его оставил - для каких-нибудь выставок. Это очень интересный монументальный узор. Во многих изделиях он дополняется ситцем, красным кумачом, шелковыми лентами. И колорит вышивки зависит от эпохи, времени.
В 18 веке были исключительно растительные краски. Иногда, может быть, и покупали синий краситель сандал или индиго, который продавали в виде бруска. Синий цвет был очень дорогим, поэтому его можно редко увидеть в наших вышивках. В основном встречаются четыре цвета: красный, травянисто-зеленый, желтый и, естественно, черный. Черный и белый используют для оттенка, чтобы рисунок был насыщеннее. Особенно этот нюанс заметен в ткачестве.
- Оригинальны и орнаменты...
- Орнаменты у нас встречаются разные. Обычно это Древо Жизни или Знак Солнца, исполняемые в разных вариантах. Как правило, это ромб или равносторонний крест. Древо Жизни встречается у многих народов, которые сохранили культ предков. Оно символизирует связь времен, эпох и поколений. Иногда изображают двух птиц, стоящих напротив друг друга от основного ствола. Смысл Древа Жизни в том, что оно связывает Космос с Землей. Об этом можно прочитать в сказках, где главный герой, перелезая по стволу, попадает то на небо, то в подземелье. Отражение этой мифологии, встречается и в чувашском орнаменте, а также присутствует в культуре всех других народов. Древо жизни может изображаться в виде сложной фигуры или в виде мелкой, простейшей, напоминающей то ли розетку, то ли, какие-то, грабли. Как правило, это - фигура, состоящая из трех частей: центральной, где присутствует изображение Солнца и две боковые части. Вот эти мелкие узоры - это не цветки, не пшеница, а Древо Жизни в разных вариантах. Вот эти, в форме перевернутой горы, на самом деле, тоже ростки. В середине, может быть символ Солнца или горизонтальная модель Вселенной.
- Одежда, украшенная серебром, имеет магический смысл?
- Сложно, конечно, сказать. Прежде всего, одежда несет функцию магической защиты дома и человека в разных ситуациях. Платки, аксессуары в форме повязок, да и сам узор, вышитый хозяйкой, защищал от сглаза и порчи. Когда человек появлялся в обществе, к примеру, во время свадьбы и когда воссоединялось два рода, незнакомые друг другу или племена, существовали некоторые ритуалы.
Придумано максимальное количество хитростей, ходов, чтобы уберечься от черной магии. До сих пор в чувашских деревнях втыкают булавки, иголки, кладут под себя ножницы и так далее.
В древности вся эта магия осуществлялась через предметы и элементы костюма. Поэтому свадебный костюм - это максимальное количество одежды: какой-то легкий халат с богатым орнаментом. У девушки должно быть покрывало. Особенно, когда ее выводят впервые для знакомства с другой семьей, она должна быть покрыта. И этот обычай сохранился до сих пор. Также как фата у невесты. И это - не случайно. У нас такое покрывало, обычно имело форму небольшой скатерти, которая украшалась по четырем углам двусторонним узором. Вышивалось все это очень сложно. Кроме того, были платки жениха, и он тоже стремился защитить себя, складывая его по диагонали и накидывая на плечи.
Магическая сила должна была усиливаться и лентами, которыми обшивали по периметру такой платок. Он был тоже с двусторонним узором и бахромой: шелковой или шерстяной. Это максимально усиливало защиту и распространяло магию на соперников.
Такие изделия можно сравнить с опереньем петуха, распространяющего свои чары. Такая же функция и у этих предметов.
Кроме того, участники свадьбы могли держать в руках прямоугольные платки с богатым орнаментом. Иногда даже на этих экземплярах, которые вы сейчас видите, можно заметить следы петель, которые пришивались в центре платка. Здесь вставлялось металлическое кольцо, куда продевали мизинец и размахивали этим платком во время пляски. Были плясовые платки, похожие на небольшое полотенце, шириной сантиметров 15-20. Конец такого плясового платка украшали также шелковой бахромой. Это тоже - чары. И смысл пляски - магический. Незримая цель таких праздников - разогнать злых духов, а к себе приманить добрых. Разумеется это - шаманство. И пили для этого не водку, а особые напитки. И беспрестанная, ритмичная игра на особых инструментах чувашской волынке и шебор-пузырь - это и есть магия.
- В Ульяновской области считается, что чувашские бабушки-ведуньи обладают самым сильным даром...
- Я сам недавно был удивлен, узнав, что татары нас считают чернокнижниками. Хотя, уверен, что есть более сильная, системная магия. Наверное, все же марийцы славятся более сильной обрядовой магией. Но чуваши тоже всегда обладали искусством колдовства. Считалось, что мои тети обладали такого рода магией. Раньше я на это не обращал внимания. Да, в советское время свои знания по части магии скрывали и этого боялись.
- Но это же часть культуры народа.
- Конечно. Связь с мирами, предками - очень важная составляющая для человека. Хорошо, что чутье предков сохранилось в моем народе, и это очень важно. Каждый человек выделяет много энергии. Если в жизни происходит какой-то переломный момент, обращаются, прежде всего, к своим предкам или магам и ведуньям. Это - жизненная необходимость. И в этом ничего страшного нет. Она есть не только в чувашской культуре. Она всегда была у славян и существуют до сих пор. И, конечно, у других народов всего мира.
- А это картина «Нарспи», выполненная в технике «горячей эмали»?
- Произведение «Нарспи» очень любимо чувашским народом. Эту красивую девушку печатают на открытках, на театральных подмостках идет опера и мюзикл «Нарспи», ее рисуют на воротах красками.
Образ «Нарспи» - собирательный. В ее характере есть все те качества, которые присущи чувашской женщине. Она трудолюбива, в чем-то скромна и, как правило, не ценит себя. Поэтому, ее изнутри подавляемая стихия, ее выходящая страсть может воплотиться в вышивке.
Вот эта стихия однажды и прорвалась у Нарспи - она своего мужа Тахтомана отравила.
Таких случаев, конечно, у нас не было, но такая трактовка образа говорит о том, что чуваш склонен к суициду. Когда личность подавляется, страсть когда-то прорывается наружу, и человек убивает себя от невозможности оправдаться перед обществом, выглядеть достойно.
В прошлом году мой друг, хороший скульптор, сжег все свои работы и дом. Если такой человек совершает такие поступки, он убивает себя. Также как в фильме «Жертвоприношение». Аналогично.
Чуваш - человек глубинный. Ему присуще стремление быть внутри, сберечься, сохранив природу.
ЛАРИСА ЯРДАЕВАРаиса Сарби МАГИЯ ЧУВАШСКОГО КОСТЮМА
Посвящается мастеру народных художественных промыслов
Чувашской Республики Лизе Нухрат
Когда хожу в чувашском платье,
Когда на мне звенит тухъя,
Во мне гремит «Ума палата» -
Я становлюсь мудрей себя.
На платье вышивки старинны –
Рунические письмена.
И никакие черти, джинны
Не могут побороть меня.
Мне обереги простые эти
Святые силы придают.
И поступи лихих столетий
Гармонию вновь создают.
Чуваши шли в жизнь точно, очно,
Души оберегая свет.
Лик солнца вышивали сочно
У сердца, всем неся привет.
И летом, и зимой, ликуя,
Нося прекрасный свой наряд,
Я божье слово в нём диктую,
В нём становлюсь я в божий ряд.
Всем миром в божий ряд мы встанем –
Ведь дети Солнца - наш народ!
Всем Солнца свет дарить мы станем –
Мир славит наш чувашский род!
Чувашский наш костюм стозвонный
Оберегаем все, любя.
На «Агатуй» - на праздник званный
Мы приглашаем, друг, тебя!