Закапывание, Одна из форм Ритуального Изгнания - Уничтожения.
Закапывать — в народной традиции одна
из форм ритуального изгнания - уничтожения, а также символический способ передачи свойств от одного предмета (или субстанции) к другому.
Во всех славянских традициях известен обычай закапывать
в землю остатки освященной пасхальной пищи, а также предметы-обереги в пределах села, поля, виноградника, двора, хлева и др., на их границах или по углам с целью защиты культурного пространства от непогоды, насекомых-вредителей, птиц, нечистой силы, эпидемии и т. п.
На Украине и в Белоруссии в Юрьев день в поле закапывали кости освященного пасхального поросенка, что должно было отвести от полей градовые тучи, обезопасить от ведьм, делающих во ржи заломы. Кости также закапывали для защиты полей от сорняков и птиц. У юж. славян в один из праздничных дней весной с теми же целями в землю закапывали яйцо.
Словенцы закапывали четыре яйца по углам виноградника, защищая его от птиц; болгары зарывали в поле от града первое яйцо, окрашенное в красный цвет к Пасхе, и т. д. Словенцы зарывали кости пасхального поросенка на дно свежевыкопанного колодца, чтобы его никто не сглазил и из него не ушла вода.
Закапывание предметов, имеющих апотропеическое значение, осуществлялось часто на границах села, дома и тем самым маркировало и оберегало их.
Чтобы уберечь поля от града, болгары обходили их с мельничной задвижкой, которую затем закапывали в землю в том месте, откуда начали обход.На Рус. Севере на лесном выпасе в землю зарывали пастушеский "отпуск" (заговор, нашептанный на бумагу или записанный на ней).
Оберегая скот в хлеву от ведьм, словенцы закапывали под порог сложенные крест-накрест кости пасхального поросенка; полешуки перед первым выгоном скота весной зарывали под порог хлева средопостные "кресты" и т. д. Ср. также обычай закапывать в воротах двора или хлева различные предметы обереги как при эпизоотиях, так и при первом выгоне скота.
Поляки Добжиньского кр. закапывали на кладбище вблизи села кусок мельничной задвижки, чтобы остановить надвигающуюся эпидемию.
В продуцирующих целях в землю закапывали
остатки освященной пасхальной пищи, пепел от масленичного чучела, бадняка, святочного мусора и т. д. (ср. Головня), яйца, а также — практически во всех слав, традициях — хлебные изделия. Это делали весной, перед первой пахотой и севом, во время жатвы и др. На Волыни, выходя в Юрьев день в поле, закапывали там остатки пасхального хлеба со словами: "Роди, Боже, жито пшаницу и всяку пашницю". Среди в.слав. обрядов, направленных на то, чтобы велся скот, выделяется обычай закапывать в хлеву или во дворе коровьи и овечьи рога и кости, а также черепаху, медвежий череп и др.
Вместе с тем, известны и противоположные ситуации,
связанные с передачей предмету свойств той среды, в которую его закапывают. Так, в скотоводческой обрядности юж. славян встречается закапывание в муравейник с целью повлиять на умножение скота и его здоровье. Болгары закапывали в муравейник кости от юрьевского ягненка (см. Курбан), "чтобы овцы плодились, как муравьи". Боснийцы закапывали в муравейник на некоторое время тряпицу с солью, которой позднее кормили скот, чтобы он велся. Жители вост. Герцеговины в Вознесение стригли жеребят и остриженную гриву и хвост закапывали в муравейник, чтобы жеребята были здоровы. Закапывание в муравейник использовалось и в народной медицине, в любовной и вредоносной магии и некоторых других сферах.
В славянской обрядности использовались
и продуцирующие
свойства земли (см.).
Болгары при мечении домашних животных вырезали у них из ушей кусочки кожи и закапывали их в землю в надежде тем самым благотворно повлиять на будущий приплод. При сборе лекарственных трав и цветов, при посадке плодовых деревьев и кустарников принято было закапывать в землю хлеб и деньги в качестве символического выкупа. Закапывание как способ приобщения к земле, ее силе и природным свойствам практиковалось и в народной медицине, ср. обычай засыпать землей укушенную змеей часть тела, а также человека, в которого ударила молния, и т. п.
У русских северных и центральных губерний был
популярен масленичный обычай закапывать в снег молодоженов, поженившихся в прошедший мясоед (очищая их тем самым от греха первой брачной ночи), а также парней и девушек, особенно буйно повеселившихся на масленичных праздниках (ср. очистительные обряды, совершаемые над ряжеными по завершении святок). Болгары первое надоенное у коровы молоко закапывали в "средорек" — отмель на реке, со всех сторон окруженную водой. Это делалось для того, чтобы уберечь скот и будущие надои от ведьмы, заключив их в магический круг.
Закапывание в землю практиковалось и в целях наведения порчи. Чаще всего для этого использовали предметы, бывшие в соприкосновении с покойником. В Закарпатье на поле своего врага зарывали солому из-под умершего, после чего на этом месте в течение семи лет ничего не росло. В Польше, желая погубить чужих овец, закапывали под порогом хлева кусок гробовой доски и т. п.
В некоторых ситуациях закапывание приобретало
организующий характер.
В Киевской губ. в Рождественский сочельник пасечник закапывал горшок с медом в красном углу и приговаривал: "Як сей Святый вечир збираются до вечери, велики и мали, богати и убоги, так щоб у моий пасици вси бжоли збирались и по уликам сидали" (Киев). На Украине на месте уличных гуляний молодежи закапывали горшок каши, часто с ладаном и маком, а также некоторые другие вещи (в частности, мотовило — "витушку", живого рака и др.), для того чтобы привлечь на место гуляний парней. Кашу закапывают, "чтобы хлопцев було, як каши", "чтобы тут молодьож кишіла, як каша", "щоб хлопців було богато, як маку", "щоб вони так диржались дівчат, як рак клешнею", "щоб вулиця крутилась, як витушка".
Символические ассоциации закапывания с похоронами обусловили использование этого действия в обрядах символического погребения, изгнания и уничтожения. Закапывание в землю — наряду с пусканием по воде, сжиганием, забрасыванием на дерево и др. — способ, с помощью которого уничтожалось обрядовое чучело, ритуальный предмет или символ. Хорваты и словенцы закапывали в землю чучело Пуста, белорусы — куколку, символизирующую весну в Вознесенском обряде "вождения Стрелы".
В землю — обычно в удаленных от жилья местах — закапывали и остатки сакральной пищи, чтобы никто не мог осквернить их, чтобы они не достались собакам.
В народной медицине в землю закапывали срезанный колтун, мерку, волосы, ногти или одежду больного, нитку с завязанными на ней по числу бородавок узлами; горшок с водой, в которой стирали рубашку после месячных. Тем же способом избавлялись от предметов, бывших в соприкосновении с покойным: в землю закапывали посуду, из которой обмывали умершего, солому, на которой он лежал, и многое др.
Закапывание в землю — один из видов символического уничтожения книг черной магии и другого колдовского инвентаря. Восточные славяне замыкали замок над ямой, в которой хоронили павший при эпизоотиях скот, и закапывали его здесь же в землю, чтобы предотвратить возвращение болезни. Поляки закапывали за границей села специально сделанную куколку, если ребенка мучила бессонница. У всех славян практиковалось закапывание в землю плаценты после рождения ребенка, если женщина не хотела больше иметь детей. В снотолкованиях и подблюдных песнях закапывание, а также просто копание земли предвещает смерть и похороны. Ср. закапывание в землю насекомых и хтонических животных (рака, лягушки, медведки и др.) в обрядах вызывания дождя. См. также Изгнание ритуальное, Уничтожение ритуальное.
Закапывание в землю — по ассоциации с погребением — обладало, по поверьям, "останавливающим" воздействием, магически закрепляло status quo. В Хорватии (Варош) женщина после родов разрезала на несколько частей послед и закапывала их в землю со словами: "На сколько частей рассекла послед, столько лет женщина не будет рожать". Белорусы при первом выгоне скота на пастбище ловили кусочком стекла солнечный луч и, направив его на корову, читали заговор, а затем закапывали это стекло, не сходя с места. Полагали, что заговор, начитанный на солнечный луч и спрятанный в земле, надолго сохранит свою силу. Сербы-граничары при покупке коровы измеряли ее ниткой, которую закапывали под очагом. Считалось, что после этого корова перестанет тосковать и останется в новом хозяйстве. У боснийцев, если девушка хотела приворожить понравившегося парня, ей следовало рассечь пополам летучую мышь, положить ее с двух сторон дороги, по которой должен пройти парень, а затем соединить вместе две части и закопать у себя под порогом, тем самым привязав парня к себе.
В любовной магии широкое распространение получил обычай закапывать в могилу вещи человека, которого хотели приворожить; а во вредоносной магии — вещи, принадлежащие врагу.
Закапывание выступает и как способ
жертвоприношения и ритуального кормления стихий (земли), предков, домашних духов, хтонических животных, ср. хотя бы обычай закапывать на Пасху в могильную насыпь яйца как способ символического кормления предков, а также вещи, которые умерший, навещая людей во сне, просит передать ему; обычай закапывать в углах нового дома вещи, предназначенные домовым и др. покровителям дома; закапывать на полях и в амбарах колосья, для того чтобы мыши не ели хлеба, и т. д. и т. п.
Т.А. Агапкина